pedagogyreview
Разное по педагогике » Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников » Творческие способности и подходы к их развитию

Творческие способности и подходы к их развитию

Страница 1

Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития его способностей – психических свойств и качеств личности, служащих необходимым условием высококачественного выполнения какой-либо деятельности. Для развития способностей необходимы соответствующие задатки – врожденные анатомические и психофизиологические особенности организма.

Индивидуальное своеобразие способностей людей обуславливается развитием задатков, которые проявляются по И.П. Павлову в трех типах высшей нервной деятельности: художественной, мыслительной и средней. Развитие задатков в способности возможно только в условиях деятельности, в условиях усвоения знаний, умений, навыков.

Влияния наследственности и окружающей среды тесно переплетены друг с другом и не могут рассматриваться по отдельности. Даже если с самого начала потенциал богат разнообразными возможностями и предоставляет его обладателю наибольшие шансы для успеха, плохие условия среды могут препятствовать его развитию. И наоборот, если человек от рождения унаследовал лишь скудный генетический багаж, то в среде с высоким уровнем психической стимуляции его способности смогут максимально развиться, и он сможет достичь даже большего успеха, чем более одаренный от рождения индивидуум.

Творческие способности – это целый комплекс психологических качеств. В этом процессе можно выделить приобретение информации, применение информации, преобразование информации и также сохранение информации. Способность к применению информации можно отождествлять с интеллектом, как способностью решать задачи на основе имеющейся информации. Обучаемость характеризует систему приобретения информации, а креативность (общая творческая способность) – процесс преобразования информации (с ним связаны воображение, фантазия, порождение гипотез и т.д.).

Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда, выделившего следующие параметры креативности:

Способность к обнаружению и постановке проблем.

Способность к генерированию большого числа идей.

Гибкость - способность к генерированию разнообразных идей.

Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно.

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Способность решать проблемы, т.е. к анализу и синтезу.

В педагогике и психологии существует как минимум два противоположных основания для образования ученика: первый - предполагает первичной внутреннюю деятельность ребенка, основанную на его природных сущностных задатках и возможностях, второй - ориентирует педагога в ходе обучения на первичность решения социальных задач. Ярким представителем первого подхода является Л.Н. Толстой, который для реализации своей философско-педагогической концепции создал школу, основанную на свободном развитии природных способностей детей. Проводя и анализируя занятия в своей школе, Л.Н. Толстой заметил, что в сочинениях крестьянских детей можно найти "такую сознательную силу художника, какой по всей своей необъятной высоте развития не может достичь и Гете". Л.Н. Толстой считал, что забота воспитания состоит в том, чтобы внешними действиями не испортить внутренних природных богатств ребенка, поэтому он требует, например, чтобы детские сочинения не исправлялись взрослыми даже в орфографическом отношении, так как это искажает внутренние мотивы творчества. Данный подход, получивший развитие в теории и практике последователей "свободной школы", мы назовем выращиванием внутренней сущности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Психологические особенности развития личности младшего школьника
Младший школьник – еще ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. Это, наверное, самое главное в понимании этого возраста и нашего влияния на податливую, меняющуюся, растущую личность ребенка. Младший школьный возраст – последний период детства. Впер ...

Cистема Эльконина-Давыдова
Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, т ...

Организация работы в группах для детей с ФФН
В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6 года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни. Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соот ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru