В выборе цели воспитания необходимо опираться на воспитание личности, способной быстро реагировать на изменения в обществе, т.е. личности, готовой к творческому созиданию себя в интересах общества.
Целью воспитания должно стать воспитание творческой личности, способной к ответственному социально и личностнозначимому выбору на основе нравственных идеалов, самопознания, самовоспитания.
Проблема воспитания творческой личности включена как важнейший компонент в Концепцию непрерывного образования и воспитания детей и учащейся молодежи в Беларуси. При этом подчеркивается, что творческая личность обязательно должна быть нравственной.
Поэтому первой задачей в достижении выдвинутой цели является воспитание системы учебно-познавательных и социальных мотивов школьников как основы поведения человека.
Вторая задача ¾ целенаправленное нравственное воспитание.
Задача третья ¾ формирование стремления к самовоспитанию. Решение этой задачи должно идти в двух направлениях. Во-первых, выработка потребности к самовоспитанию через ''повышение планки'' не только образовательных заданий, но и уровня всех видов жизнедеятельности школьников. Во-вторых, воспитанников необходимо научить приемам самопознания, саморазвития, самосовершенствования.
Четвертая задача ¾ воспитание психофизического здоровья.
Решение указанных задач должно исходить из их диалектической взаимосвязи, так как система мотивов определяет направленность личности, психофизическое здоровье обеспечивает нормальное протекание самопознания и самовоспитания, которые в свою очередь способствуют нравственному совершенствованию личности.
Для того чтобы решить поставленные задачи и достигнуть поставленной цели необходимо в процессе обучения воспитывать у учащихся способности к мыслительным операциям, развивать воображения, эмоциональной сферы с опорой на индивидуальность каждого, стимулируя самопознание.
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся.
Ранее считалось, что суть воспитания составляет организация деятельности учащихся и поэтому педагогический процесс строился как совокупность различного вида деятельности. Это сводилось к тому, что чем шире диапазон различных видов деятельности, тем процесс воспитания эффективнее. Но на практике это оказалось не совсем так. У некоторых учащихся данный метод был эффективен, у других же это вызывало лишь негативное отношение.
Дело в том, что необходимо было выделить мотив т.е. ради чего совершается деятельность. С. Л. Рубинштейн писал, что учитель, неумеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую.
Таким образом, мотив ¾ это основа формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить во главу угла воспитание мотивации творчества .
В настоящее время признано, что все люди обладают творческим потенциалом в разной степени. В психологии делаются многочисленные попытки исследовать творческие способности в зависимости от интеллекта, памяти, сообразительности и прочих личностных качеств. Они показали, что творческая личность наделена многочисленными психологическими особенностями, которые нельзя свести к какой-либо функции, чтобы связать ее с памятью, вниманием, интеллектом, эрудицией. Как показывает практика, успеваемость у творческих личностей сравнительно редко бывает блестящей. Доказательством тому служат примеры великих людей, которые не блистали в школе.
Это интересно
Психологические методы усвоения знаний, лежащие в
основе обучающих программ
При разработке сценариев учебной работы целесообразно учитывать психологические закономерности усвоения знаний, установленные в педагогической психологии и позволяющие повысить эффективность процесса обучения. Рассмотрим некоторые наиболее известные и "технологичные" теории усвоения. Бихе ...
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возмо ...
Измерение напряжения при деформации
Зависимости напряжения-деформации при растяжении определяют следующим образом. Образец, имеющий форму двойной лопатки, растягивают с постоянной скоростью и регистрируют приложенную нагрузку и удлинение. После этого вычисляют напряжения и деформации: Универсальный образец для испытаний ISO R527 Диаг ...