pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе » Чтение с листа

Чтение с листа

Для чтения с листа необходимы теоретические знания, достаточно развитые интонационно-ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение выразительно передать её содержание при исполнении. Таким образом, для чтения с листа требуется определенная предварительная подготовка: даже при хороших музыкальных данных без обучения читать с листа учащиеся не могут.

В практики встречается слишком раннее включение в программу чтения с листа, потому удается учащимся с трудом; многие недостатки этого периода остаются на всю жизнь.

Для того, чтобы начать работу над чтение с листа, нужно владеть следующими навыками: умением петь без поддержки инструмента; чистотой, распевностью пения; умением мысленно представлять себе звуки; знанием нот и пониманием нотной записи.

Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. «Мысленно готовлюсь» - один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним слухом звучание нотной записи, иначе говоря – «предслышать» написанное – главное условие для успешной работы над чтением с листа.

Вся работа над развитием внутреннего слуха основана на осознании видимого нотного текста, на умении охватить его и понять. Этап «мысленно говорю» требует времени, во многом зависит от индивидуальных особенностей и поэтому не следует торопить учащихся.

Для чтения с листа большое значение имеет развитая память.

Упражнения для развития внутреннего слуха нужны не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшем – при появлении новых интонаций в примерах для чтения с листа.

Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их.

Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей, умение правильно подбирать примеры. Определение трудности примера требует анализа довольно большого числа признаков. Обычно считают главными признаками тональность, ритмический рисунок, наличие хроматизмов, модуляций и т.д. При выборе пример следует учитывать еще следующие признаки: вокальные трудность, метроритм и форма.

Из этого следует, что педагог обязан специально работать над выбором примеров, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в воспитании навыка чтения с листа.

Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе. Но вопрос о качестве навыка, об умении петь с листа решает не количество прочитанного, а разнообразие музыкально материала.

Это интересно

Формирование межличностных отношений ребёнка со сверстниками по средствам дидактической игры
Полученные данные констатирующего эксперимента показали о необходимости создания программы по формированию межличностных отношений посредством дидактической игры. Изучение теоретических основ и результатов констатирующего эксперимента позволили разработать данную программу. Главной задачей программ ...

Формирования познавательных процессов в различных видах деятельности
В основу обучения положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В основе организации обучения лежит личностно-деятельност ...

Чайный этикет. Сервировка стола к чаю
Сервировка чайного стола зависит от меню, количества очередности подачи блюд. Рекомендуется соблюдать определенный порядок подготовки праздничного стола. Прежде всего следует расстелить скатерть, потом расставить тарелки, после этого приборы, затем емкости со специями и вазы с цветами и лишь потом ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru