Темпы информатизации современного общества, все более широкое использование им компьютерных и сетевых технологий, выдвигают требования к освоению их основ детьми, начиная со школьного возраста. Работа с медиа становится главным содержанием, стратегией и тактикой обучения младших школьников работе с информацией и целенаправленному поиску информации. Обучение этой работе представляет собой актуальную педагогическую задачу.
Проведенное в 2-3-х классах в октябре 2011 года анкетирование показало, что информационное окружение современных школьников довольно насыщено (телевидение, видео, компьютер и Интернет). Анализ результатов позволил составить представление о степени значимости информационных технологий для младших школьников, их влиянии на жизненные ориентиры и, в целом, об уровне развития их медиакультуры.
Многие школьники интересуются техническими и информационными новинками, но также и не отказываются от прочтения художественной литературы. Часто они полагаются на групповые интересы: весь класс может смотреть один и тот же сериал, играть в одну и ту же компьютерную игру. В целом за просмотром фильмов дети младшего школьного возраста стали проводить меньше времени. Прослеживается появление новых увлечений, связанных с развитием электронных медиа, например, времяпрепровождение в социальных сетях Интернета, компьютерные игры. К Интернету первоначальный интерес подстегивается модой, школьник окунается в море информации, которая оказывается более привлекательна тем, что дает возможность удовлетворить конкретные информационные интересы, а не впитывать то, что навязывает телевидение, радио и видео, школа.
Таким образом, младшие школьники окружены информацией и техническими средствами для ее получения, вовлечены в этот процесс, но в целом использование информации носит развлекательный характер. Также, в связи с занятостью их родителей, которые поглощены работой, дети восполняют дефицит общения неумеренным потреблением информации. Экспериментальные данные показали, что абсолютное большинство школьников на первоначальном этапе опытно-экспериментальной работы относились к низкому уровню сформированности культуры медиапользования.
Мы продолжили исследование в тех же классах на этапе формирующего эксперимента. Получившуюся группу из 40 человек поделили по 20 школьников, для того чтобы одна группа была экспериментальная, а другая контрольная.
В экспериментальную и контрольную группу вошли дети, которым предоставляется большая свобода в проведении досуга, возможно, из-за большой занятости родителей. Школьники остаются с компьютером, телевизором и другой техникой один на один, испытывая потребность в поддержке со стороны взрослых и специальном обучении.
Целью разработанных занятий является качественное повышение уровня культуры медиапользования младших школьников, выражающееся в развитии основных показателей медиакультуры. При практической реализации программы мы, прежде всего, ориентировались на следующие задачи:
расширить и углубить представления школьников о том, что Интернет и телевидение можно использовать не только в качестве развлечения, но и для получения необходимой информации;
способствовать развитию их эстетической культуры;
развить необходимые навыки медиапользования;
способствовать формированию у детей познавательных и творческих мотивов к использованию медиа;
Программа занятий
Тематика занятий |
Содержание |
1. Вводное занятие. |
Обсуждение вопросов: 1. Роль компьютера, Интернета в моей жизни. 2. С какими целями я использую различные медиа-средства. |
2. История развития фотографии |
1. Краткая история возникновения и развития фотографии. 2. Роль и место фотографии в жизни современных людей. 3. Развивающая игра «какое событие на фотографии» 4. Коллаж с фотографиями из своей жизни. |
3. Рождение кинематографа (1895-1915) |
1. Получение знаний об истории возникновения и развития кинематографа. 2. Обсуждение «Телевизор: друг или враг» 3. Обсуждение любимых фильмов. |
4. Создание и анализ презентаций Power Point |
1. Обучение детей основным навыкам в работе с программой Power Point. 2. Создание презентации на тему «Я и моя семья» 3. Коллективное обсуждение презентации каждого школьника. |
5. Реклама – двигатель… |
1. Показ рекламных роликов. 2. Донесение до младших школьников главной цели рекламы. 3. Задание – игра (составление своей рекламы- коллажа). |
8. Творческий отчет |
1. Презентация детьми своих творческих разработок (презентаций, коллажей, фото и т.д.). 2. Подведение итогов (проведение анкеты). |
Это интересно
Соотношение понятий "общение" и "отношение", различные
подходы и исследования к пониманию межличностных отношений
По мнению М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений.[ ] Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М.Андреева, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский). В тоже время отношения являются не только результатом ...
Кружок математики в 5 классе, организованный с помощью проблемного метода
обучения
Кружок рассчитан на 10 занятий. Возможно проведение кружка в любой период обучения в 5 классе, так как материал кружковых занятий не связан с программным материалом. С нашей точки зрения целесообразно проводить данный кружок во втором полугодии, а в первом полугодии можно организовать кружок, содер ...
Теоретические основы организации детских праздников
Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, ...