pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Соотношение понятий "общение" и "отношение", различные подходы и исследования к пониманию межличностных отношений

Соотношение понятий "общение" и "отношение", различные подходы и исследования к пониманию межличностных отношений

Страница 1

По мнению М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений.[ ] Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М.Андреева, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский). В тоже время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней, душевной жизни( в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение - это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей. Трос стальной 3мм - по ценам производителя на складе в Москве. Обращайтесь в компанию ГОСТ-Канат!

М.И.Лисина выделяет различные формы общения со сверстниками, где были описаны, начинающиеся складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Этим же вопросом ( развитие избирательных привязанностей к сверстнику в дошкольном возрасте) занималась и Р.А.Смирнова (1981). Её данные свидетельствуют в пользу гипотезы, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении. Такой же теме была посвящена работа Р.К.Терещук (1986). Она изучала изменение содержания потребности в общении с ровесниками путём исследования психологической природы естественно сложившихся избирательных отношений у детей. В итоге была создана комплексная характеристика предпочитаемого ровесника и выделены популярные дети в каждой возрастной группе. По результатам исследования автор делает вывод о том, что в основе избирательного отношения дошкольников к популярным детям лежит способность последних адекватно удовлетворять коммуникативную потребность ровесника. Популярный ребёнок инициативен, чувствителен к воздействиям сверстников, его ответы выражают доброжелательность, внимание, признание и сопереживание ровеснику, а отзывчивость адекватна содержанию устремлений дошкольников к контактам с ровесниками.

Таким образом, в современной психологии существуют различные подходы к пониманию " межличностных отношений", каждый из которых имеет свой предмет изучения.

Наиболее распространённым подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях ( Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.Р.Кисловская, А.В.Кривчук, В.С.Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся всё более предпочитаемыми большинством в группе, другие всё прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребёнка со сверстниками. Основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребёнка. Межличностные отношения рассматривались и оценивались в основном количественно ( по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки(Т.А. Репина). Субъективный образ другого человека, представления ребёнка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данных исследований.

Страницы: 1 2

Это интересно

Особенности исследовательской деятельности школьников 5 класса
Возраст человека представляет собой важное условие, определяющее многие особенности того, как этот человек учится. Ученики 5–6 классов – это дети 11-12 лет. Это период когда заканчивается младший школьный возраст и наступает подростковый. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит у ...

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru