Можно выделить 5 основных групп мотивов долга:
- Ответственность по отношению к повседневным профессиональных обязанностей и требований;
- Стремление к совершенствованию мастерства в выбранном деле;
- Новаторство в труде и ее организации;
- Загальноальтруистични стремления;
- Общегражданские стремления.
3) Самооценка профессиональной пригодности
Процесс формирования самооценки профессиональной пригодности протекает неравномерно и это может выражаться в следующем противоречии: или ученику не удается соотнести известные ему свойства профессии со своими личными качествами (дефицит самопознания), либо он затрудняется определить профессию, которая соответствует его данным (дефицит профессиональной информации). С возрастом содержание самооценки постепенно обогащается, но эти изменения не являются процесса, который развивается последовательно и интенсивно.
Типы мотивации выбора профессии:
• I тип мотивации - опорный тип - интерес к профессии гармонично сочетается с морально зрелой установкой на труд, с объективной оценкой и практической проверкой личных качеств, готовностью к самовоспитанию.
• II тип мотивации - ученики неясно представляют специфику избранной профессии, ограничения ее выбора, обусловленные требованиями к состоянию здоровья, физических, умственных и других качеств человека.
• III тип мотивации характеризуется несогласованностью между интересом к профессии и мотивами общественного долга.
• IV тип мотивации наименее эффективен: при выборе профессии молодые люди руководствуются только своими желаниями, без адекватного осознания как субъективных, так и объективных возможностей и условий их реализации.
Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше? чем в подростковом возрасте. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование периода – самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связанно и окончательное становление жизненного мира.
На этапе профессионального обучения роль факторов социального прогноза и социальной поддержки в структуре профессиональной направленности становится определяющей, отражая базовую потребность в безопасности и защите. Молодые люди получают информацию о востребованности профессии, стоимости соответствующих профессиональных услуг, о социальных перспективах и т.д. не из обезличенных средств массовой информации, а от конкретных представителей выбранной (неважно, добровольно или «добровольно-принудительно») профессии. Лакмусовой бумажкой здесь служат практические пробы будущих профессионалов – так, студенты педагогических учреждений после первой школьной практики иногда принимают решение ни при каких обстоятельствах в школе не работать. С другой стороны, многие студенты именно после практики приобретают устойчивую направленность на свою профессию.
Это интересно
Методические аспекты использования форм и приемов развития
познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формировани ...
Младший
и средний школьный возраст
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Так ...
Творческая личность учителя: понятие, сущность,
этапы становления
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в не ...