pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Страница 6

Отрицательные персонажи в сказках чаще всего Змей Горыныч, Змей вихорь, Змей огненный, похититель и пожиратель людей, чудо - юдо, Баба - яга "костяная нога" и Кощей бессмертный. На разных этапах развития сказки Змей несёт разные образы. На ранних - олицетворяет природную стихию: гроза, смерч, ураган, ливни, землетрясение. На поздних - борьба с внешними врагами, захватчиками родины. Баба - яга живёт в глубине дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Всех посторонних она чувствует по запаху и встречает недружелюбно, как чужеземцев. Баба - яга - колдунья, которая повелевает птицами и зверями, способна превратить людей в животных. Часто крадёт детей, чтобы их съесть.

В избушке у неё есть предметы домашнего обихода: печь, нитки для пряжи, метла, ступа, на которой она летает. Ступа - тяжелый предмет обихода крестьянской избы. А в сказках на ней летает Баба - яга, да ещё метлой погоняет, поэтому происходит снижение страшного образа старухи в смешное, ироническое.

Главный враг героя или героини - Кощей бессмертный. Безобразный старик представляется в сказках, прежде всего насильником, похитителем женщин, которых он превращает в своих жён - рабынь. Это жадный скряга, обладатель несметных сокровищ. Кощей - колдун, обладающий огромной силой и волшебными предметами, он прозывается "бессмертным" - в этом, сказалось стремление увековечить своё господство, увековечить как несокрушимый закон природы.

Образ Кощея возник, возможно, в период распада матриархата, воплощал деспотическую силу мужчины, становившегося во главе рода. Но народ, вынужденный признать силу Кощея, не соглашается с его " Бессмертием". Борьба с ним тяжела, но одолеть Кощея можно, ведь его смерть окутана тайной. Она находиться далеко от самого Кощея, и достать её трудно: "На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце смерть Кощея". Но герой узнаёт об этой тайне и убивает Кощея.

В дальнейшем образы Кощея, Бабы - яги, Змея в развитии волшебной сказки стали играть одинаковую роль - враги героя. В сказках позднего периода появляются враги сказочного героя - Лихо одноглазое, Горе, недоля, Судьба.

Народ воплотил в образах этих героев своё представление о враждебных ему социальных силах, которые несут бедность, нищету, разорение. Сказки о горе заканчиваются благополучно, так герой, намучившись от горя, избавляется от него. Он зарывает его в землю, топит его в речке, забивает клином в колесе и т.п. Образы Горя и ему подобные более характерны для сказок социально - бытовых, чем волшебных и свидетельствуют о перерождении одной разновидности сказки в другую.

Далее авантюрно - новеллистические сказки - это сказки о необычных, но не волшебных приключениях и событиях в личной или семейной жизни героя.

В них повествуется об удивительных путешествиях и опасностях, забавных и запутанных положениях в жизни, из которых герой (героиня) выходит победителем не с помощью волшебства, а благодаря собственной изворотливости и ловкости, хитрости и уму. Творческая фантазия, выдумка в сказках этого типа носит принципиально иной характер, чем в волшебных сказках: это не столько фантастическое, сколько просто удивительное, исключительное, невероятное. Местом действия авантюрно - новеллистических сказок является не фантастическое "тридевятое царство, тридевятое государство", а вполне реальная обстановка, причём обычно городская (трактир, богатый дом и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно

Виды лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно». А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы. В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, кот ...

Графическое решение задачи линейного программирования
Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: Лекция + урок решения задач. Продолжительность: 2 часа. Цели: 1) Изучить графическое решение задачи линейного программирования. 2) Научить пользоваться программой Maple при решении задачи линейного программирования. 2) Развить восприятие, мышлен ...

Влияние компьютера на подростка, симптомы компьютерной зависимости
В общем, термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известны следующие "зависимости": по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, сексу, видеоиграм и пр. Т ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru