pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности формирования атрибутивной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по коррекции формирования атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР

Направление логопедической работы по коррекции формирования атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР

Страница 1

В каждом из выделенных направлений формирования лексики определяются основные задачи, поэтапное содержание, методы и приемы логопедической работы.

Расширение объема атрибутивного словаря.

Последовательность логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря должна учитывать частотный словарь детей старшего дошкольного возраста, а так же выявленные особенности атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР.

Расширение объема словаря прилагательных проводится параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.

На начальном этапе закрепляется связь имеющихся слов-прилагательных с их значением. В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.

В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Работа над новым словом включает в себя следующие этапы:

Уточнение семантики слова; закрепление связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и др. образом слова.

Уточнение звукового образа, звукового анализа слова.

Выделение семантических дифференцированных признаков данного слова.

Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.

Закрепление данного слова в контексте, закрепление синтагматических связей.

Формирование структуры значения слова.

Формирование структуры значения слова основывается на современных психолингвистических данных о компонентном анализе структуры значения слова.

Работа над денотативным и понятийным компонентами, осуществляется, последовательно–параллельно с постепенным переходом, от денатативного к сигнификативному компоненту.

При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

Развитие лексической системности.

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

На начальном этапе работы проводится группировка объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогий.

Формирование синтагматических связей слова.

Работая в этом направлении, формируем умение точно употреблять слово в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях, на основе грамматических правил языка.

Методика логопедической работы по формированию синтагматических связей слов основывается на современных представлениях лингвистики об основных синтаксических единицах языка и речи, о словосочетании и предложении( В. В. Виноградов, Г. А. Золотова, Н. Н. Прокопович, Е. Н, Смольянинова, Е. С. Скобликова, В. П, Сухотин).

С психолингвистической точки зрения, овладение словосочетанием в онтогенезе позволяет расширить и закрепить синтагматические связи между словами.

В процессе развития синтагматических связей слова учитывают уровень развития грамматического строя речи дошкольников с ОНР, а также онтогенез речи.

Развитие словообразования.

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, Одним из основных средств обогащения атрибутивного словаря является овладение словообразованием прилагательных.

Формирование словообразования прилагательных осуществляется последовательно в три этапа.

I этап

-закрепление словообразования прилагательных наиболее продуктивных словообразований. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН- (мамин, папин).

II этап

- Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом j без чередования (коровий, лисий)

- относительных прилагательных с суффиксом -ОВ-

-ЯНН-

-ЕНН-

-Н-

(пуховый, стеклянный, кожаный, соломенный, книжный);

- в качественных прилагательных с суффиксами –ОВАТ- (голубоватый);

- уменьшительно-ласкательных прилагательных с суффиксом–ЕНЬК-;

III этап

- образование притяжательных прилагательных с суффиксом j с чередованием (волчий, собачий, медвежий)

- относительных прилагательных с суффиксом -АН-

-АТ-

-качественных прилагательных с суффиксами -ЧИВ-

-ЛИВ-

(разговорчивый, болтливый).

С целью уточнения грамматического значений прилагательных детям предлагается включить прилагательное ( слово отвечающее на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ? ) в словосочетание, предложения.

Методы логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР.

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И.Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н.В.Серебряковой, Н. В. Уфимцевой, Г. Д. Черемухиной,А. М. Шахнаровичем и др.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

История изучения проблемы эмоциональной сферы
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлёта и падения – большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19 - начале 20 века и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов. Ещё в 19 веке психиатр И. А. Сикорский ...

Управление процессом усвоения
Оценка успеваемости, связанная с аттестацией, составляет лишь незначительную часть педагогической практики. В будущем все более будет возрастать значение компьютера в процедуре оценки знаний и умений школьников и эффективном использовании такой информации учителем. По всей вероятности, это прежде в ...

Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении
Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физическ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru