pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах

Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах

Страница 1

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как " Сорока- белобока", "Гули- гули", "Ладушки", "Прыгунки", "Фанты", "Барыня", "Краски" и многие другие. Особый интерес представляют дидактические игрушки для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрёшки, пирамидки, башенки). В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представления о воспитании детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребёнка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги - практики, опираясь, на идеи, предлагают целые системы таких игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Педагогика Фребеля впервые в истории педагогической мысли отвечала на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путём. В соответствии с характерной для детей потребностью в игровой деятельности Фребель создал занятия – игры, в которых серьёзное содержание давалось детям в игровой форме. В разработке элементарного образовательного содержания занятий - игр Фребель следовал тем же путём, что и Песталоцци. Развитие языка, развитие представлений о форме, величине, цвете составляют содержание Фребелевских игр - занятий. Фребелю принадлежит идея соединения обучения и игры. Его "дары" построены на реализации этого принципа. "Дары" являются для детей предметом специальной игры, которую проводит с ними взрослый. Игры с мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр. расположены строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Смысл каждого "дара" поясняется стишком, песенкой.

Хорошо известно, что подобного рода соединение не оправдало себя. Оказалось, что если взрослые всё время учат детей через игру, то игра, как свободная деятельность детей исчезает. Игра становится навязанной детям, содержание и форма игры принимают искусственный характер. Положительным результатом этого опыта явилось укрепление идеи дидактических игр, в которых обучение связывалось с игрой. Успех фребелевских игр- занятий объясняется тем, что это были практические средства обучения детей, а не общие рассуждения о средствах. Фребелевские "дары" дали богатый материал семье и детскому саду для того, чтобы занять детей полезной работой и игрой.

Нужно иметь в виду, что Фребель от чисто дидактических игр - занятий отличал игры, придуманные самими детьми. Правда и такие игры Фребель стремился использовать в образовательных целях.

После Фребеля идея образовательного содержания воспитания в детском саду (ознакомление детей с формой, цветом и т.д.) развивается в течение всего века и ещё раз закрепляется дидактическим материалом Монтессори. Игровой метод получает широкое развитие, и дидактические игры прочно входят в практику дошкольных учреждений.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Использование методик активного обучения
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении. Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы у ...

Сценарий контрольного занятия «Знаем, умеем, покажем»
Цель:проверить знания, умения и навыки при работе над мягкой игрушкой, провести промежуточную диагностику. Задачи: 1. Образовательная: закрепление ЗУН, полученных ребятами в кружке, при работе с различными инструментами, при выполнении ручных швов, знаний словарных слов, алгоритма пошива игрушек, з ...

Современная духовная музыка. Жанры и представители
В наше время духовная музыка становится все более актуальной. Люди стали читать много духовной литературы, а значит, и развивать свой дух всеми возможными способами, в том числе и музыкой. Такой же интерес к духовной музыке стали проявлять и современные композиторы. Они пишут, как и авторскую духов ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru