pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей дошкольного возраста » Общая характеристика дошкольного возраста

Общая характеристика дошкольного возраста

Страница 1

Обычно выделяют младший (3 – 4 года), средний (4 – 5 лет) и старший (5 – 7 лет) дошкольный возраст.

В период младшего дошкольного возраста происходит активный рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается ребенком как образец, ребенок берет с взрослого пример, хочет во всем быть похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями.

Возраст от 2 до 4 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Формирование символической функции речи способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

К достижению среднего дошкольного возраста, у ребенка, как правило, уже сформировывается умение планировать собственные действия, то есть происходит активная социальная адаптация.

Психическое развитие, которого достигают дети среднего дошкольного возраста, переходит на новую ступень. Появляется навык осознания свойств каждого предмета и причинно-следственных связей между действиями и последующими событиями. В этот период ребенок наиболее активно интересуется окружающим миром, задает множество вопросов. Основная задача взрослых в этот период – максимально подробно ответить на каждый вопрос. Такое общение способствует не только расширению кругозора ребенка и получению фундаментальных знаний об окружающей его реальности, но и также способствует формированию грамотной, связанной речи.

В период старшего дошкольного детства в сознании ребенка происходит дифференциация внутренней и внешней жизни, ввиду чего старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными; становятся менее предсказуемыми для окружающих.

Таким образом, можно говорить о том, что в поступки детей этого возраста включается некий интеллектуальный фактор, который появляется между желанием и действием ребенка, так как в младшем и среднем дошкольном возрасте поведение ребенка обычно сводится к схеме «захотел – сделал» [6], то есть он поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями и установками.

В старшем же возрасте его поведение становится более осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Очень важным отличием детей старшего дошкольного возраста является формирование и осознание своего социального «Я». В более ранние периоды развития дети еще не осознают, какое место они занимают в обществе и в жизни в целом, а, следовательно, у них отсутствует стремление изменяться.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте дети обычно уже способны анализировать свои поступки, а также соотносить свое мнение с мнениями окружающих, поэтому можно говорить об уже более адекватной самооценке. В незнакомой же ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка, как правило, завышенная.

Страницы: 1 2

Это интересно

Нарушение психического развития и школьная дезадаптация
Основной причиной школьных затруднений являются фиксируемые у детей те или иные нарушения психического развития. При этом необходимо отметить, что речь идет не о серьезных отклонениях от нормы , которые вовсе не позволяют ребенку обучаться в массовой школе, а о временных, приходящих, слабовыраженны ...

Проектирование педагогических тестов для контроля знаний
История проверки знаний и способностей с помощью различных заданий насчитывает около 4 тысяч лет. Однако если исходить из научного определения педагогических тестов, то время их появления- начало ΧΧ веке. Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возраста ...

Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru