pedagogyreview
Разное по педагогике » Методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни » Методика исследования уровня восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста

Методика исследования уровня восприятия произведений живописи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие живописи - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в картине, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.

Первым этапом при проведении диагностического исследования является выбор методики. Анализируя психолого-педагогические источники, мы выявили , что к данной проблеме обращались следующие исследователи: Г.А. Урунтаева (дошкольная психология), С.Г. Маслова (музейная педагогика), М.М. Алексеева, В.И. Яшина (методика развития речи).

Представим данные методики.

Методика «Изучение восприятия картины».

Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка незнакомые ему три репродукции картин разных жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Они должны быть цветными и не очень мелкими.

Проанализировать репродукции по следующей схеме:

-особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать содержание);

-главные и второстепенные предметы (перечислить все);

-причинные связи между предметами (указать все).

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 4-7 лет индивидуально.

Протокол содержит инструкцию и вопросы экспериментатора, время рассматривания репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных жестов, эмоциональные реакции).

Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их: «Посмотри внимательно на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано». В случае затруднения задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.

Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравиться. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.

Третья серия. Эстетическая оценка картины. Показывают несколько репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая ему нравиться. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком. Для этого просят ребенка объяснить причины выбора.

Обработка данных. Детей распределяют по трем группам в зависимости от уровня эстетической оценки.

Первая группа – отсутствие оценки;

Вторая группа – мало осознанная оценка (когда на вопрос о том, нравится или не нравится картина, ребенок затрудняется объяснить, почему).

Третья группа – осознанная оценка, когда ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных средств картины).

Делают выводы о уровнях осознанности эстетической оценки картины и возрастных особенностях восприятия.

Методика «Эстетическое воспитание и художественное образование средствами музейной педагогики».

Основной диагностический блок опытно-экспериментальной работы был разработан в Центре развития ребенка «Росток», который включает в себя исследования следующих параметров:

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Применение методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности. При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников. Н. К. Крупская писала: « . методика органически ...

Описание методического наполнения электронного издания
В рамках дипломной работы создано электронное издание, в котором представлены все необходимые материалы. Созданное электронное издание по информатике для 9 класса содержит следующие ссылки и разделы, в соответствии с рисунком 2.4: - Программа «Информатика» 9 класс; - календарно-тем атическое планир ...

Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выпол ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru