pedagogyreview
Разное по педагогике » Творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности » Разработка вопросов исследования проблемы творчества дошкольников в научно-педагогической литературе

Разработка вопросов исследования проблемы творчества дошкольников в научно-педагогической литературе

Страница 2

В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.

Одно из лучших определений творчества дал теолог, неоплатоник Николай Кузанский. Человек, по его утверждению, обладает уникальной способностью, сохраняя индивидуальность, ощущать Божественное, абсолютное начало мира. Поэтому и душа, анима личности, может сливаться со всем, ощущать космос, не переставая быть самой собой подобно тому, как окружность или иная геометрическая фигура не перестает быть таковой в беспредельном увеличении. Это свойство теолог называет духовной ассимиляцией. Поэтому творец не изображает, а воссоздает в единичном бесконечное. В то же время творчество человека исключительно в мире идей невозможно, оно требует материализации. Посылаемые в материальный мир души людей крайним напряжением духа и тяжелым, подчас невыносимым, на грани физических возможностей трудом обязаны поддерживать эволюцию материального мира и развитие в нем духовного содержания. Возвращаясь назад, творцы обогащают высший духовный мир собственными идеями и опытом.

З.Фрейд в своей «Психоаналитической теории творчества» рассматривает два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Он полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество - это десексуализация, перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация .

Дж. Келли в Когнитивной теории творчества рассматривает творчество как альтернативу банальному. Не используя термин «творчество», он между тем разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Дж.Келли человек - это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека - это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь - это творческий исследовательский процесс.

По А.Маслоу, «творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»; способность к творчеству является врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.

С.Медник разработал ассоциативную теорию творчества. По его мнению, суть творчества - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных

зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным

является процесс решения. Творческий процесс - это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа .

К.Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление: «Нет существенной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии, изобретении новых орудий убийства, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности». Он определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил: экстенсиональность (открытость новому опыту); внутренний локус оценивания; способность к необыкновенным сочетаниям. Внешними условиями творчества являются: психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); психологическая свобода самовыражения. Сопутствующими компонентами творческого акта он считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отъединенности»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Виды дидактических игр
В дошкольной педагогике все современные дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сра ...

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...

Проблема педагогического взаимодействия в научной литературе
Взаимодействие носит универсальный и объективный характер и рассматривается в науке как явление, методологическая категория, основополагающий принцип философии. Взаимные связи между явлениями существуют вне зависимости от человеческого сознания, и практически не существует явления, законна, категор ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru