pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении

Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении

Новые воспитательные задачи, поставленные в последнее время перед системой образования многих стран, и в частности Кыргызстана, требуют изменения и улучшения условий развития молодого поколения.

За последние годы Кыргызстан прошел нелегкий путь переосмысления ценностей во многих областях государственного, общественного и экономического устройства.

В научном плане центральная задача вузов и всей системы образования означает, по сути, всесторонний критический анализ условий обучения в вузах и выполнения требования обновления всей учебной и воспитательной работы. Поэтому так важно выявить те реальные проблемы жизни вуза, которые требуют неотложного решения.

Большое значение имеет тот факт, возникающий при анализе публикаций о системе образования Кыргызстана, что возросла неудовлетворенность вузовской жизнью и преподавателей, и студентов; произошло ухудшение их взаимоотношений, ослабление трудовой мотивации обоих сторон. Все это привело к тому, что воспитательная эффективность работы вуза оставляет желать лучшего.

Усложнившиеся условия развития и воспитания молодого поколения ведут к поискам новых теоретических и практических решений, которые объективно отражали бы социальную ситуацию развития молодежи и предлагали более адекватные модели педагогической деятельности. Однако новые педагогические теории ставят каждого преподавателя и педагогические коллективы в более сложные условия.

Трактовка воспитания как процесса взаимодействия преподавателя и студента неизбежно ведет к выводу, что одна сторона может управлять деятельностью и развитием другой лишь в том случае, если хорошо знает своего партнера, предвидит его возможные поведение; если ее уровень рефлексии выше, чем у другой стороны (Х. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, Ю. А. Орн) (1). Следовательно, каждый преподаватель и педагогический коллектив в целом должны иметь разностороннюю информацию о каждом обучаемом и об отдельных первичных группах. Только тогда можно реализовать принцип единства педагогического управления и самоуправления в развитии личности и коллектива. Реализация этого принципа, как отмечают большинство психологов-исследователей – важнейшее веление времени.

Сложившаяся ситуация требует поисков новых решений. Они заключаются и в улучшении психологической подготовки будущих специалистов, и в переподготовке уже имеющихся кадров, а также и в некотором изменении ролевой структуры вуза.

На протяжении десятилетий в истории большинства развитых стран проблемы подготовки кадров считалась одним из ключевых факторов, обеспечивающих быстрое общественно-экономическое развитие государства. Нужно отметить, что решение проблемы подготовки кадров, имеет огромное значение для общественного развития государства. Не только материально-техническое достижения, высокое качество товаров и услуг определяют превосходства той или иной страны, но и обеспеченность всесторонне, гармонично, полноценно и интеллектуально развитым поколением.

Психолого-педагогическая служба вуза является тем необходимым компонентом системы народного образования, который дает возможность реализации принципа единства педагогического управления и самоуправления в развитии всесторонней, интеллектуальной личности нового поколения.

Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью вуза в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого обучаемого. Опираясь на свои профессиональные знания возрастных закономерностей психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений студентов со взрослыми и сверстниками, организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает: возможности для индивидуального подхода к обучаемому; определяет его способности, причины возможных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психолого-педагогическая служба способствуют повышению эффективности учебно-воспитательной работы вуза, формированию социально активной личности.

Создание психолого-педагогической службы в вузах предполагает важность решения многих психологических проблем, связанных с вузом, и это будет относительно новое явление в системе народного образования Кыргызстана.

Актуальность этой темы заключается и в решении проблем повышения качества обучения учащихся по двум направлениям:

Первое – теоретическое. Психолого-педагогическая служба является достаточно новой проблемой исследования, которая развивается на основе возрастной, педагогической и профессиональной психологии. В бывшем Советском Союзе психологическая служба в образовании появилась примерно в 80-х годах ХХ века, хотя отдельные заслуживающие внимания идеи были высказаны и ранее. Она является прикладной областью психологии. В настоящее время у нее много нерешенных задач и проблем. Она еще не сложилась окончательно в теоретическом и практическом плане. В России в настоящее время присутствуют две основные концепции этой проблемы: 1) «модель врача», которая существует для предупреждения и корректирование развивающихся психологических отклонений учащихся. Этого направления придерживаются психологи некоторых европейских стран. Оно развивается на основе профессиональной психологии;

2) «нравственная модель», которая осуществляет свою работу непосредственно через коллектив вуза, через обслуживающий персонал и развивается, руководствуясь теорией психологии воспитания.

В некоторых странах, в частности в Китае, психологическая служба в системе образования рассматривается как модель воспитания здоровой психики учащихся через психологические консультации, воспитание психологических качеств учащихся. Данная модель также имеет две концепции. Первая концепция – использование психотерапии в качестве психологической помощи. Вторая концепция опирается на использование норм нравственного воспитания. Однако в обоих случаях не хватает теоретических исследований, прямо влияющих на эффективность практического применения этих концепций.

Второе направление – практическое. Это является реальной, прикладной проблемой, которую следует срочно решать. Сегодняшняя психологическая служба является уже не только способом воспитания и временной мерой решения психологических проблем учащихся, она фактически становиться важной составной частью современной системы образования, эффективно способствуя повышению его качества, а также играет активную, стимулирующую роль в нравственном, умственном, физическом и других видах вузовского обучения.

Исходя из анализа исследований психологической службы в системе образования и развития существующих направлений, результатов собственных эмпирических исследований, считаем психологическое здоровье основной центральной идеей создания единой концепции психолого-педагогической службы в системе образования и ее прикладных аспектах.

Цель исследования:

Показать значимость психолого-педагогической службы в адаптации студентов первокурсников к высшей медицинской школе.

Задачи исследования:

1. Изучение литературы по исследуемой проблеме;

2. Изучение опыта кафедр психиатрии и педагогики и психологии высшей школы по организации работы со студентами;

3. Проведение цикла занятий со студентами- первокурсника по адаптации их к высшей школе;

4. Проведение анкетирования студентов первого курса, с целью выявления эффективности проведенных занятий по адаптации их к вузу.

Это интересно

Вундеркинды
Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычность умственных успехов таких детей становится очевидной после поступления в учебу, где происходит сравнение детей друг с другом. Уже тогда обнаруживаются необычные способности некоторых учеников и умственное развитие их ...

Обучение связной речи
Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития ребенка. Однако ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, при формировании которой используется метод беседы. Диалогическая форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ ...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с этаом обучения в начальной школе, устанавлены в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru