В рамках современного положения системы образования в обществе, перед педагогическим коллективом встают качественно новые цели и задачи. От Министерства образования ждут решения многих социальных и нравственных проблем общества. Точнее, сегодня общество ждет создания оптимальной для развития учащегося и педагога образовательной среды и качественного образования, которое может удовлетворить требования современного общества.
В связи с этим, в последние годы педагогический коллектив системы образования встал перед проблемой выбора новой психолого-педагогической концепции. Актуальность поиска новых психологических направлений работы была вызвана изменениями в обществе, повлекшими за собой изменение самосознания контингента учащихся и их родителей, их социального статуса, материального уровня жизни семей, а, следом, повышенной тревожности и эмоциональной неустойчивости учащихся.Все ощутимее становится разрыв между образовательными стандартами и интеллектуальным уровнем развития. Возникает проблема посильности изучаемого материала, которая неминуемо привела к проблеме неуспеваемости.
Все более актуальными становятся вопросы о необходимости дифференциации обучения, о критериях выставления оценок.
Педагоги, как полноправные члены общества, также ощущали не комфортность сложившейся ситуации. Возникла необходимость реализации личностно-ориентированного подхода к работе с кадрами, с учетом их потенциальных возможностей, педагогических интересов, психологического состояния.
Таким образом, необходимо выбрать такую концепцию, которая вмещала в себя целенаправленную работу с учащимися, педагогами и родителями.
Поиск новой концепции в системе образования совпадает с интенсивным развитием психологии. Психологические исследования в системе образования ставят перед собой задачи, схожие по своему содержанию с проблемами актуальными для нашего образования.
Психолог Морозова Н. отметила проблему коренного изменения учебно–воспитательного процесса в учреждениях народного образования и выделила одно из условий изменения привычных стереотипов образовательного процесса – появления в учебных заведениях должности психолога, а в лучшем случае создание в них психологических служб различного профиля: медико – психологических, социально – психологических, коррекционно – реабилитационных и др.
Чтобы определить, какую целевую функцию выполняет психологическая служба в сети образовательных учреждений и системы органов управления, для анализа предлагается многоуровневая модель взаимодействия психологических образований различного профиля, которая может быть применена в различных микро- и макросоциальных блоках при условии адаптации к местным условиям работы.
Принципиальная структура схема предлагаемой модели предполагает три уровня организации, различающиеся прежде всего по целям, задачам и субъектам взаимодействия: макроуровень (управление), мезоуровень (наука + практика) и микроуровень (практика).
В первый – макроуровень входят лица, объединения, ассоциации специалистов, выполняющие задачи, имеющие глобальное значение для принятия решений в сфере народного образования. Цель подобной структурной единицы – принятие решений, формирование направлений развития, соответствующих тому социальному блоку, в рамках которого предполагается ее действие. Психологи структуры макроуровня разрабатывают заказы, программы, требования, отвечающие созданию новых направлений в работе, требующих научного обоснования или подтвержденных научным обоснованием и реализующихся в практике.
Второй – мезоуровень представляет собой образования специалистов, создающих и реализующих научно – практический потенциал, а также обеспечивающий кадрами и научно-методический продукцией развернутую сеть практических психологических служб. Одним из основных условий, позволяющим не только накапливать, но и успешно реализовать научно-практический опыт отечественной и зарубежной психологии, является информированность психологов, работающих на любом уровне, о видах, типах, условиях и возможностях всех имеющихся и проводимых исследований и разработок. Для этого необходим основной банк данных по исследовательским и практическим программам, методам, результатам, которые при необходимости мог бы получить работник психологической службы любого уровня.
Наконец, третий широко представленный в практике-микроуровень, крайне нуждающийся в поддержке, интенсивно развивающийся в настоящий момент. В его состав могут входить психологические службы различного профиля: школьных и дошкольных учреждений, вузы, психологические службы профориентации, медико-психологические, семейные и др. Основное их назначение – организация и проведение высокопрофессиональной практической деятельности с теми, кто непосредственно обратился за помощью, будь это один человек или целый коллектив (школа, детский сад, ПТУ, ВУЗ). Основные задачи, решаемые специалистами таких структурных единиц - диагностика, коррекция, консультирование. И вполне естественно, что для проведения необходимых высококвалифицированных работ и в нужных объемах необходима активная помощь специалистов мезоуровня.
Это интересно
Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные
принципы
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная ...
Типология упражнений с целью активизации
материала речевой направленности при помощи опор
Многолетний педагогический опыт обучения школьников иноязычной речи убеждает, что обогащение лексического запаса учащихся - постоянная забота учителя в системе мер, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку. В своей работе, поэтому, создаю ...
Обобщение и анализ экспериментальной работы
Среди многообразия социальных групп, в которые индивид последовательно включается в ходе своей жизни, легко выделить те, которые оказывают наиболее значительное развивающее и воспитывающее воздействие на него: семья, группа детского сада, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив. В ц ...