pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении » Опыт организации психологической службы в системе образования

Опыт организации психологической службы в системе образования

Страница 1

В рамках современного положения системы образования в обществе, перед педагогическим коллективом встают качественно новые цели и задачи. От Министерства образования ждут решения многих социальных и нравственных проблем общества. Точнее, сегодня общество ждет создания оптимальной для развития учащегося и педагога образовательной среды и качественного образования, которое может удовлетворить требования современного общества.

В связи с этим, в последние годы педагогический коллектив системы образования встал перед проблемой выбора новой психолого-педагогической концепции. Актуальность поиска новых психологических направлений работы была вызвана изменениями в обществе, повлекшими за собой изменение самосознания контингента учащихся и их родителей, их социального статуса, материального уровня жизни семей, а, следом, повышенной тревожности и эмоциональной неустойчивости учащихся.Все ощутимее становится разрыв между образовательными стандартами и интеллектуальным уровнем развития. Возникает проблема посильности изучаемого материала, которая неминуемо привела к проблеме неуспеваемости.

Все более актуальными становятся вопросы о необходимости дифференциации обучения, о критериях выставления оценок.

Педагоги, как полноправные члены общества, также ощущали не комфортность сложившейся ситуации. Возникла необходимость реализации личностно-ориентированного подхода к работе с кадрами, с учетом их потенциальных возможностей, педагогических интересов, психологического состояния.

Таким образом, необходимо выбрать такую концепцию, которая вмещала в себя целенаправленную работу с учащимися, педагогами и родителями.

Поиск новой концепции в системе образования совпадает с интенсивным развитием психологии. Психологические исследования в системе образования ставят перед собой задачи, схожие по своему содержанию с проблемами актуальными для нашего образования.

Психолог Морозова Н. отметила проблему коренного изменения учебно–воспитательного процесса в учреждениях народного образования и выделила одно из условий изменения привычных стереотипов образовательного процесса – появления в учебных заведениях должности психолога, а в лучшем случае создание в них психологических служб различного профиля: медико – психологических, социально – психологических, коррекционно – реабилитационных и др.

Чтобы определить, какую целевую функцию выполняет психологическая служба в сети образовательных учреждений и системы органов управления, для анализа предлагается многоуровневая модель взаимодействия психологических образований различного профиля, которая может быть применена в различных микро- и макросоциальных блоках при условии адаптации к местным условиям работы.

Принципиальная структура схема предлагаемой модели предполагает три уровня организации, различающиеся прежде всего по целям, задачам и субъектам взаимодействия: макроуровень (управление), мезоуровень (наука + практика) и микроуровень (практика).

В первый – макроуровень входят лица, объединения, ассоциации специалистов, выполняющие задачи, имеющие глобальное значение для принятия решений в сфере народного образования. Цель подобной структурной единицы – принятие решений, формирование направлений развития, соответствующих тому социальному блоку, в рамках которого предполагается ее действие. Психологи структуры макроуровня разрабатывают заказы, программы, требования, отвечающие созданию новых направлений в работе, требующих научного обоснования или подтвержденных научным обоснованием и реализующихся в практике.

Второй – мезоуровень представляет собой образования специалистов, создающих и реализующих научно – практический потенциал, а также обеспечивающий кадрами и научно-методический продукцией развернутую сеть практических психологических служб. Одним из основных условий, позволяющим не только накапливать, но и успешно реализовать научно-практический опыт отечественной и зарубежной психологии, является информированность психологов, работающих на любом уровне, о видах, типах, условиях и возможностях всех имеющихся и проводимых исследований и разработок. Для этого необходим основной банк данных по исследовательским и практическим программам, методам, результатам, которые при необходимости мог бы получить работник психологической службы любого уровня.

Наконец, третий широко представленный в практике-микроуровень, крайне нуждающийся в поддержке, интенсивно развивающийся в настоящий момент. В его состав могут входить психологические службы различного профиля: школьных и дошкольных учреждений, вузы, психологические службы профориентации, медико-психологические, семейные и др. Основное их назначение – организация и проведение высокопрофессиональной практической деятельности с теми, кто непосредственно обратился за помощью, будь это один человек или целый коллектив (школа, детский сад, ПТУ, ВУЗ). Основные задачи, решаемые специалистами таких структурных единиц - диагностика, коррекция, консультирование. И вполне естественно, что для проведения необходимых высококвалифицированных работ и в нужных объемах необходима активная помощь специалистов мезоуровня.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Развитие речи младшего школьника
Как считает В.С. Мухина, первые годы жизни ребенка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские год ...

Дидактические игры как средство общего развития
Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося – совершенствование психических процессов и свойств его личности – происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса ...

Связь межличностных отношений и самосознания
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представл ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru