pedagogyreview
Разное по педагогике » Научно-методические основы формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста » Понятие «эмоции»

Понятие «эмоции»

Страница 1

Что же такое эмоции? Явления о которых здесь идёт речь, хорошо схватываются интроспективно и потому хорошо знакомы каждому человеку на житейском уровне. Действительно, когда предметом обсуждения становятся отдельные подклассы системы эмоциональной регуляции (эмоции, чувства, аффекты) или же отдельные эмоциональные явления (любовь, ревность, сопереживание), каждый может обратиться к своему эмпирическому опыту и найти в нём примеры соответствующих эмоциональных переживаний.

В определениях и понятиях эмоций, встречающихся в литературе, до сих пор царят разночтения, а также большая путаница и неточность их употребления.Самая большая и распространенная в литературе неточность заключается в использовании понятий «эмоция» и «чувство», «эмоция» и «аффект» как взаимозаменяемых, что свидетельствует о нечетком различении отдельных подклассов целостной и динамично изменяющейся эмоциональной системы.

Отсутствие четких определений, а значит и четкого содержания, понятий в общей психологии является одной из причин их неработоспособности в практике, что, безусловно, отрицательно сказывается на общей разработанности этой главы в детской психологии.

Термин эмоция произошёл от латинского слова "emoveo"

– волную, потрясаю.

В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека.

Другими словами, эмоции — своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово «значимость» понимать как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием «потребность»), тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность».

Из всех определений одно из самых кратких принадлежит К. Ланге

: «эмоции – это душевные движения».

Именно такое понимание и определение эмоций является наиболее распространённым и наиболее устоявшимся в психологической литературе. «Эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей»

.

Таким образом, определение эмоций даётся через указание функции, которая ими выполняется а именно – через функцию субъективной представленности потребностей (т.е. за эмоциями стоят потребности).

Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только что данному, но отражающие их иные функции.

Например, с точки зрения В. К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности».

Известно, что совокупность явлений, отвечающих за целенаправленность поведения, определяется как мотивация в широком смысле слова. Значит, по В. К. Вилюнасу, реальное проявление эмоций обозначает одновременно актуализацию у человека мотивационных отношений и побуждений, т. е. проявлений пристрастного и направленного поведения. Другими словами, эмоции указывают: нужно приближаться, стремиться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избегать. В самой краткой формулировке В. К. Вилюнаса: «Эмоции — субъективный носитель мотивации поведения»

— подчеркивается, таким образом, одна из важнейших функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.

Страницы: 1 2

Это интересно

Инфракрасная спектроскопия
Позволяет определять химические структуры и их изменения в полимерах и добавках за счет передачи информации или прямого отражения от поверхностей деталей, пленок, покрытий, ламинатов, помутнений и загрязнений поверхности. Ее также можно использовать для изучения остаточной ненасыщенности, сшивания, ...

Пути формирования у военнослужащих патриотизма, преданности Отечеству и верности воинскому долгу
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В более широком понимании патриотизм представляет собой существенную часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных наст ...

Значение и специфика театрального искусства
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru