В школе проводится текущая и итоговая проверка знаний. Для осуществления текущего контроля применяются следующие виды проверки: устный опрос, проверка письменных домашних работ, контрольные работы, повседневное наблюдение. Эти виды проверки проводятся на уроке в специально отводимое время, либо в процессе закрепления и выполнения упражнений, либо на специальном уроке (например, уроке контрольной работы).
Итоговая проверка производится также в форме устного или письменного опроса. Особой формой итоговой проверки знаний являются экзамены.
Устный опрос – наиболее важный и широко распространенный, но вместе с тем и наиболее трудный вид проверки знаний, так как он во многом зависит от того, как ученики приготовили домашнее задание.
Основными методами устного опроса являются: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, уплотненный (комбинированный) опрос.
Индивидуальный опрос заключается в вызове ученика к доске для развернутого ответа на оценку. При этом от учащихся обычно требуется не простое воспроизведение текста учебника или пересказ сообщения учителя, а самостоятельное объяснение разнообразного материала, доказательство всех выдвигаемых положений, приведение своих примеров и т.д.
В последнее время все чаще индивидуальный опрос органически включается в общую работу, проводимую учителем для закрепления знаний, выработки умений и навыков и развития способностей учащихся. Главное заключается в том, чтобы организовать работу таким образом, чтобы на протяжении всего опроса все учащиеся активно работали.
Фронтальный опрос заключается в вызове многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа. Чаще всего это проводится для проверки знания материала, который нужно обязательно запомнить. Фронтальный опрос имеет много положительных сторон: учитель в относительно короткий отрезок времени может проверить знания у большого количества учащихся, побуждая к высокой активности; имеется возможность быстро проводить обобщение и систематизирующее повторение, что очень важно для перехода к новому материалу. Фронтальный опрос представляет собой удачное сочетание контролирующей и обучающей функции опроса, так как является, прежде всего, разновидностью устного упражнения по закреплению и заучиванию.
На практике фронтальный опрос очень часто сочетается с индивидуальным. Эффективность индивидуального и фронтального опроса обеспечивается в первую очередь умением учителя задавать вопросы учащимся, т.е. умением вести с ним проверочную беседу.
Уплотненный (комбинированный) опрос в вызове для проверки одновременно нескольких учеников, из которых один спрашивается устно, а остальные в это время выполняют по указанию учителя какие-либо письменные или практические задания по карточкам, по учебным или другим пособиям.
Одним из очень частых случаев применения уплотненного опроса является сочетание проверки на доске письменного домашнего задания с фронтальной работой, проводимой учителем с классом. В этом случае один – два ученика вызываются к доске для записи домашнего задания или задачи, а учитель в это время проверяет усвоение учащимися терминов, формулировок, определений, правил, дат и т.п. Эту работу учитель может в любую минуту прекратить, как только увидит, что один из учащихся готов отвечать.
В школе широко применяются практически по всем предметам письменные (или практические) домашние задания. Ведущей формой одновременной проверки знаний у всех учащихся являются письменные контрольные работы.
В проверке письменных домашних заданий контролирующая функция имеет меньшее значение, ибо учитель без специальной проверки не может убедиться, что работа учениками выполнена самостоятельно. Большое значение имеют здесь функции обучающая и воспитывающая.
Для того чтобы проверка знаний с помощью контрольной работы полностью выполняла присущие ей функции и была педагогически оправданной, следует учитывать ряд положений. Основными из этих положений являются следующие:
- учитель имеет право проводить контрольную работу лишь тогда, когда у него есть уверенность, что контрольная работа будет успешной, так как материал усвоен большинством учащихся;
- запрещается концентрация контрольных работ, как в конце четверти, так и в течение одной недели, тем более одного дня.
Обучающая функция контрольных работ проявляется главным образом при анализе и обсуждении допущенных ошибок после проверки учителем контрольной работы.
Контрольная работа – это очень эффективная форма контроля, которая позволяет проверить знания учащихся по сравнительно широкому кругу вопросов за относительно небольшой промежуток времени.
Контрольные работы являются, по существу, одной из форм итогового контроля, поскольку они даются по завершении изучения крупной темы или раздела курса.
Это интересно
Содержание
взаимодействия учителя и учащихся в процессе гигиенического воспитания младших
школьников
Одной из важных проблем в последнее время является вопрос о гигиеническом воспитании подрастающего поколения. Проблема гигиенического воспитания разрешилась с появлением валеологических программ, валеологических курсов, где здоровью учащихся стало уделяться больше внимания. В данное время гигиена и ...
Структурированные тесты как средство контроля знаний
С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто ...
Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес»
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего э ...