pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения » Работа учителя по формированию пассивного и потенциального словаря

Работа учителя по формированию пассивного и потенциального словаря

Страница 3

Упражнения выводимости, влияющие на формирование потенциального словаря.

- Определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных аффиксов.

- Определить значение интернациональных слов.

- Определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов.

- Определить значение незнакомых слов, отталкиваясь от известного значения; проверить его по контексту.

- Определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии.

Особым источником потенциального словаря является языковая догадка, очень важная составляющая самостоятельной семантизации слов. Языковая догадка не основана на закономерной выводимости. В ней больше случайного и неосознанного. Исследователи вывели три группы подсказок языковой догадки: внутриязыковые, межъязыковые и внеязыковые. Внутриязыковая подсказка вытекает из отнесения слова к определенной грамматической категории, выявления его функции в предложении. Большую роль выполняют и словообразовательные элементы.

Межъязыковая подсказка содержится в словах, образованных в результате заимствования из языка в язык, в интернационализмах, советизмах, а также в полных и частичных кальках, т.е. в словах и словосочетаниях, образованных по общей словообразовательной, синтаксической и смысловой модели. Например: иметь возможность – to have an opportunity. Иногда межъязыковая подсказка происходит от совпадения отдельных семантических долей слов, например: английские to arrest, означающее «задержать, арестовать, захватить», а также переносно «приковать внимание», с русским языком совпадают лишь в первом значении. Но в предложении « The impression in her eyes arrested his attention» первое значение не подходит. Затруднение побуждает к обобщению («захватить»), а затем к конкретизации ( «приковать внимание»).

Внеязыковая подсказка вытекает из знания фактов и явлений действительности, отраженных в тексте и придающих ему указательный характер.

Языковая догадка является, таким образом, результатом всех обучающих и жизненных воздействий, и поэтому она проявляется по-разному у разных учащихся, т.е. она носит субъективный характер. Один учащийся может увидеть подсказку в данном слове, контексте, другой – нет. Однако специальные упражнения в языковой догадке могут придать ей более управляемый и, следовательно, объективный характер.

Задания к упражнениям в языковой догадке должны быть построены так, чтобы привлечь внимание учащихся к подсказке. Например:

- Прочти текст (абзац, предложение0 и подчеркни приметы времени, места; с учетом этих примет определи значение выделенных слов.

- Прочти полностью текст и определи, о чем он. Это поможет тебе выяснить значение выделенных незнакомых слов.

- Прочти текст. Выяснить значение выделенных незнакомых слов тебе поможет анализ слова по составу и определение их функций в предложении.

- Выдели устойчивое сочетание из текста, сделай его дословный перевод; это поможет тебе найти соответствие ему в родном языке.

Если сделать работу над языковой догадкой органичным элементом работы над словарем, то, помимо большой практической пользы в плане расширения потенциального словаря, она будет способствовать развитию общего образования учащихся, прежде всего их знаний о языке как общественном явлении.

Как при чтении необходимо мгновенно узнать слово и осознать его значение, так и для говорения необходимо автоматически быстро припомнить слово, адекватное замыслу, и сочетать его с другими словами.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...

Духовно-нравственное воспитание как философская и психолого-педагогическая проблема
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» (Я.А. Коменский). «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский). В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема ...

Методические аспекты применения кейс-технологий на уроках информатики в 9 классе
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии. Применение кейсовой технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса в очной форме обучения возможно только в сочетании ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru