pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений

Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений

Страница 1

Проблема воспитания гуманных доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел "социально-эмоциональное или нравственное" воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьёзную педагогическую проблему.

В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей. Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребёнка. Однако жизнь показывает, что это далеко не так.

Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников - игровой или продуктивной. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать. Однако нередко такие совместные занятия детей кончаются ссорами, недовольством сверстника. Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности являются обычной причиной детских конфликтов и традиционной формой демонстрации собственного "Я".

Наиболее распространённым методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, обогащение словаря эмоций. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других. Однако все эти приёмы концентрируют внимание ребёнка на самом себе, своих достоинствах и достижениях.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а напротив, снятие фиксации на собственном "Я" за счёт развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребёнка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что ранее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребёнка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребёнка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношения к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть других. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнёр, а как конкурент и соперник. Всё это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребёнка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Всё это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрение и порицания прочно вошли в традиционные приёмы воспитания. Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребёнка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге - разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Страницы: 1 2

Это интересно

Описание методического наполнения электронного издания
В рамках дипломной работы создано электронное издание, в котором представлены все необходимые материалы. Созданное электронное издание по информатике для 9 класса содержит следующие ссылки и разделы, в соответствии с рисунком 2.4: - Программа «Информатика» 9 класс; - календарно-тем атическое планир ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности
Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности. Цель данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью. Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых ...

Характеристика театрализованных игр
Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок име ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru