Современная система коррекционного образования в России представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы, специальных образовательных учреждений 8 типов, методический аппарат, обеспечивающий их деятельность, коллектив педагогов, воспитанников - лиц с недостатками в психофизиологическом развитии.
Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выполненное Н.Н. Малофеевым, позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции:
1. Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии (18 в. В России);
2. Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (нач. 19 в.);
3. Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых (30-е годы 20 в.);
4. Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей (50-90 годы);
5. Пятый период - от изоляции к интеграции (с 90-х годов, наше время).
Специфичность современного периода в развитии системы коррекционного образования состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы.
Можно выделить два основных подхода в коррекционной педагогике к обучению детей: сегрегационный и интегрированный (или инклюзивный).
Сегрегационная система образования подразумевает отделение людей с недостатками в развитии от всех остальных, создание для них особых условий существования, ограждение от внешнего социального мира.
Интегративный подход к обучению предполагает создание условий для полноценного включения людей с недостатками в развитии в социальную жизнь, совместное обучение, совместный процесс освоения мира наряду с людьми, не имеющими недостатков в физическом или психическом развитии.
Базовые принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
По мнению Н.Н. Малофеева современная ситуация в коррекционном образовании в России характеризуется:
отсутствием закона о специальном образовании, гарантирующим право на специальное образование всем категориям нуждающихся детей;
неукомплектованностью специальных образовательных учреждений кадрами специалистов-дефектологов;
охватом специальным образованием менее половины нуждающихся в нем детей;
крайне неравномерным распределением по территории страны специальных образовательных учреждений, дефектологических кадров, центров подготовки этих кадров;
Это интересно
Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...
Валеологическая культура здоровья в личностно-социальном развитии
дошкольника
Выдающийся педагог Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще бо ...
Внедрение комплексных программ
в образовательный процесс
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятелями педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н ...