pedagogyreview
Разное по педагогике » Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Страница 4

- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестает быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;

- семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции.

Каким должно быть общение педагога с родителями - сопротивление или сотрудничество? Безусловно, сотрудничество, в основе которого доверительно-деловые контакты. На это обращают внимание и педагоги, и психологи.

А.М. Виноградова, В.А.Петровский предлагают следующие основные характеристики такой формы общения (доверительно-деловой контакт), которые являются одновременно и его этапами.

Первый этап - педагог создает положительный образ ребенка и транслирует его родителям, т.е. в общении педагог обращает внимание на положительные качества личности ребенка. Это способствует появлению установки в общении с родителями на взаимопонимание, доброжелательные отношения.

Если же общение здесь строится по принципу "Ваш ребенок плохо ведет себя. Примите меры" и сами родители видят только отрицательное в ребенке, т.е. педагог и родитель акцентирует негативные качества ребенка, то это усиливает тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду (как со стороны родителя, так и со стороны педагога). Этот этап обозначается А.М. Виноградовой и В.А. Петровским как этап "перестановки акцентов".

Главная цель - установление на основе этого первых доверительных отношений.

Второй этап - педагог сообщает родителям специальные знания по детской психологии, педагогике. Какие это знания? Знания особенностей физического, психического развития ребенка, особенности общения ребенка со сверстниками, взрослыми, особенности разнообразных видов детской деятельности и т.п. На этом этапе педагог постепенно начинает знакомиться с проблемами семьи в воспитании ребенка и формирует тем самым установку к сотрудничеству.

Третий этап - воспитатель знакомится с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе активны сами родители. Они обращаются к педагогу с вопросами типа "А что это значит?". Сообщают о поведении, привычках ребенка дома, причем и положительных, и отрицательных. Педагог дает возможность родителям проявлять свою активность, готовность к сотрудничеству. Но в этом диалоге позиция педагога не сводится к поучению, назиданию. Важно вызвать у родителя желание, потребность выяснить причины того или иного поведения ребенка (побудить к исследованию, наблюдениям), потребность в поощрении ребенка.

Четвертый этап - развивается совместная деятельность педагога и родителей, направленная на совместное исследование, наблюдение развития личности ребенка.

Содержанием такой деятельности, по мнению А.М. Виноградовой, В.А. Петровского и др., может являться изучение направленности протекания реакций ребенка на те или иные события; изучение возможной децентрации ребенка, особенностей общения и т.п

Может возникнуть вопрос: "Почему знакомство с проблемами семьи в воспитании ребенка происходит на третьем, а не на первом этапе?"

Во-первых, именно на первом этапе закладываются доверительные отношения, без которых невозможно целевое обсуждение (а не споры) проблем в воспитании ребенка.

Во-вторых, педагогу важно знать, что ждет родитель от общения с ним. Оказывается, что большинство родительских ожиданий в обобщенной форме можно выразить, как уверенность в хорошем отношении воспитателя к ребенку. Этим изначально обусловливается доверие к воспитателю, его опыту, знаниям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Творчество детей проявляется и развивается в театрализованной деятельности, которая развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Сущест ...

Рекомендации по применению психологических теорий усвоения
При проектировании глобального сценария АУК целесообразно планировать в начале учебной работы создание у обучаемых мотивации, знакомство с общей структурой учебного материала АУК (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученн ...

Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru