pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование милосердия у подростков » Историческое развитие понятия милосердие

Историческое развитие понятия милосердие

Страница 1

Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это не могло рассматриваться как милосердие и благотворительность, потому что деньги и пища раздавались не всем, а только тем гражданам, которые состояли в патриархальном родстве. Для богатых помощь бедным была обязанностью, а не добровольной акцией. Бедняки не просили помощи, они требовали её как своего законного права. Сам строй общества требовал благотворительной деятельности.

Духовные нормы Древнего Рима и Афин сутью общества отвергали гуманное отношение к человеку. Об этом свидетельствует рабство, гладиаторские бои и деспотичные правители тех времен. Общественные отношения строились на силе и уме человека, на его умении говорить и убеждать других.

В Древней Руси доброта, добродетель также проявлялась как покровительство более сильного слабому. Разрешались и являлись нормой телесные наказания. В семейных отношениях требовалось уважение к родителям и любовь к младшим и ровесникам. Зачатки милосердия на данном этапе развития общества имелись, но они предполагали наличие сильного и слабого, позже эта мысль была опровергнута.

С приходом в общественную жизнь христианства взгляд на человека изменился. Прокофьев А.В. считает, что все религии основаны на идее человеколюбия, но христианство единственная, ставящая человека в центр мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим традициям.

Владимир Мономах в своём "Поучении" анализирует подход христианства к человеку. Мотивом милосердия, по его мнению, является "богобоязнь и упование на Его милость", а проявлениями - помощь убогим, почтение духовных служителей и любовь к ровесникам и старшим.

Другой богослужитель Максим Грек в "Послании о фортуне" глубже раскрывает сущность милосердия, он затрагивает такую сторону как деятельность, отмечает, что сочувствия и пожелания добра человеку недостаточно, необходимо помогать ему, поддерживать в трудную минуту не только словом, но и делом.

Как мы уже говорили, христианство отрицает насилие и превозносит ценность человека, но в интерпретации Библии возникает противоречие. Одной из главных заповедей Библии является "не убий", но Иосиф Волоцкий в "Слове об осуждении еретиков" утверждает необходимость в уничтожении ереси. Он называет отступников проклятыми, требует "наказания преступников". Сама религия превозносит человека и его жизнь, но интерпретаторы мыслей, изложенных в Библии, проецируя их на общество и его нормы, искажают смысл Святого писания и закладывают противоречия.

В средневековый период человек перестал являться общественной и духовной ценностью, несмотря на то, что церковь имела большое влияние на формирование общественных норм.

Важнейшим требованием к добродетели, по Бернару Клервоскому, было удаление человека от мира, то есть от людей. Также требованиями являлись: презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному, приходящему счастью, к богатству и славе. Общество способствовало пробуждению агрессии: это проявлялось в многочисленных войнах-междуусобицах, в рабовладельчестве. Оказание помощи человеку порождало долг, то есть человек, принявший помощь, должен был помнить о долге помощнику.

Постепенно общественные ценности менялись, что привело к переходу в эпоху Ренесанса (Возрождения). Отличительной чертой, которой стало признание интересов и прав человека. Возникло такое понятие как гуманизм, центром которого является человек. Попов А.А. считает, что целью гуманизма является развитие ума, чтобы понять себя и свои отношения с другими людьми, с миром; обогатить свои отношения с людьми, способности к самореализации, в любви к ближнему. В отличие от средневековых взглядов, которые определяли человека как существо низкое, нуждающееся в постоянном страдании, дабы повысить свой духовный уровень, эпоха Возрождения провозглашала человека, только что родившегося, уже достойным уважения как личность, но нуждающимся в развитии способностей. Изменились общественные нормы и правила поведения. Духовное совершенствование общества требовало создания определенных правил, которым следовало бы общество и отдельные люди. Таким образом, духовные требования стали правами и обязанностями человека, правилами и нормами поведения, закреплёнными на бумаге.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Дизайн как форма проектного сознания
История дизайна начинается в 1907 году, когда в Германии был создан «Дойче Веркбунд» - производственный союз художников, инженеров, промышленников и коммерсантов, провозгласивших, что массовая стандартная продукция может и должна стать эталоном качества потребительских товаров. Образцы такой продук ...

Виды и приемы обобщений
В методике преподавания математики нет общепринятой классификации видов обобщения. Используя обобщения, методисты в основном берут за основу классификации философов и психологов. Наиболее распространенной является классификация способов обобщений, предложенная Д.П. Горским. 1. Обобщение посредством ...

Методы контроля
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по­вествования о конкретном объекте окружаю­щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимс ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru