pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении » Опыт организации психологической службы в системе образования

Опыт организации психологической службы в системе образования

Страница 3

Школьную психологическую службу как интегральное образование рассматривают в трех аспектах:

1. научный аспект, как одно из направлений а именно ее теоретико–прикладное направление, изучающие закономерности психического развития и формирования личности с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы.

2. прикладной аспект, как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составления учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов.

3. практический аспект, как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми в школе.

На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы – актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании учащихся, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого учащегося, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.

Главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности.

Задачами такой службы являются:

· Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

· Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, отношений, жизненных планов и т. д.

· Создание благоприятного психологического климата для развития ребенка, для продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками;

· Оказание своевременной помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основные функции специалиста психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей, с точки зрения большинства специалистов, заключаются в следующем:

1. Психодиагностика - процесс измерения психических процессов, состояний и свойств личности. Выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.

2. Обучение - формирование знаний, умений и навыков в области психологии.

3. Воспитание - формирование относительно устойчивых отношений человека к внешнему миру и самому себе.

4. Развитие - рост психических (нравственных, личностных) качеств человека.

5. Психопрофилактика - формирование знаний, умений, навыков и отношений, которые будут предохранять, предупреждать возникновение каких-либо отрицательных проявлений у человека

6. Психологическое консультирование - процесс формирования, исправления, вычеркивания знаний, умений, навыков, отношений.

7. Психологическая коррекция - исправление выявленных знаний, умений, навыков отношений (групповая, индивидуальная, семейная).

8. Исследовательская - психологические исследования по различным направлениям.

9. Психологическая реабилитация - восстановление прежней репутации, знаний, умений, навыков, уверенности в себе.

10. Сопровождение экспериментальной работы в школе.

11. Психологический анализ уроков.

12. Психолого-педагогические советы и семинары.

Психологическая служба школы имеет определенные черты сходства с психологической службой вузов, так как в процессе обучения в вузе происходит становление личности студента как специалиста.

Повышение эффективности и качества подготовки современного специалиста – проблема комплексная. Ее решение требует разработки и внедрения современных концепций, совершенствование технологии обучения. Это вызывает объективную необходимость комплексного изучения не только деятельности, но и факторов и условий, определяющих ее продуктивность и успешность. Существенным является также разноплановое изучение самого обучаемого в условиях коллектива, его индивидуально – психологических и личностных особенностей, а не только процесса и результата его деятельности.

Важную роль в этом плане призвано сыграть специально создаваемое подразделение – психологическая служба. Базируясь на специфике производства, психологическая служба решает задачи психологического обеспечения того «производства», структурным компонентом которого она является.

В процессе подготовки специалиста такая служба приобретает свои особенности и решает задачи, которые выходят за рамки чисто психологических, не ограничивается изучением «феномена», но предполагает активную разноплановую преобразующую деятельность. Исходя из этого, целесообразно, на наш взгляд, говорить о психолого–педагогической службе (ППС); основные цели и направления работы одной из них, созданной в Пермском педагогическом институте (14), и являются предметом нашего анализа. Основная цель службы – в соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и высшей школы оказывать помощь педагогическому коллективу в совершенствовании управления процессом формирования личности специалиста и повышения качества его психологической подготовки. Достижения этой цели возможно путем изучения, разработки и внедрения системы психолого–педагогических мероприятий, методов и форм обучения и воспитания, направленных на оптимизацию учебно– воспитательного процесса в вузе, совершенствование профессиональной подготовки специалиста с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются: - различные виды театров: бибабо, настольн ...

Введение в педагогику свободного воспитания
Свободное воспитание неразрывно связано с той гуманистической педагогической традицией, корни которой уходят в античную эпоху. Мыслители Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) рассматривали воспитание и образование как важнейшие способы подготовки индивида к жизни, достойной человека, как эффективные ср ...

Психофизические особенности развития ребенка 6-7 лет
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменя ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru