pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Страница 4

…Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть… (I-V).

Тематическое разнообразие лирических отступлений свидетельствует о том, что автор уже не просто создатель своего романа, а его герой».

Учитель предлагает классу работу в группах по следующему заданию: «Вам надо найти в романе «Евгений Онегин» по два лирических отступления на каждую из предложенных тем. Можете использовать в работе конспект, текст романа «Евгений Онегин», учебник литературы. А самое главное для ответа используйте карточки с обозначенными темами лирических отступлений, которые позволят правильно и логично выстроить работу в группах. На работу отводится 10 минут, после слушаем одного представителя от группы и оцениваем его работу, работу группы.

Мы определили с вами 8 основных тем лирических отступлений и нашли к ним примеры из романа. Сейчас ещё раз проговорим определение лирических отступлений, и в тетрадях обозначьте все 8 тем лирических отступлений.

Поведём итог: «Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — они представляют нам автора как героя романа; в лирических отступлениях обрисована эпоха А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни от первого лица (от лица автора)».

Учитель задает на дом два письменных задания:

заполнить таблицу (найти как можно больше лирических отступлений в тексте и расположить их по темам);

подчеркнуть в найденных лирических отступлениях художественно-выразительные средства».

Учитель подводит итоги: «На уроке мы с вами выделили тематику лирических отступлений в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин» и определили роль автора в произведении, а на следующем уроке акцентируем внимание на художественном своеобразии лирических отступлений. Спасибо за урок. До свидания».

Результат: учащиеся имеют представление о тематическом разнообразии лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Занятие 3

Тема: «Художественное своеобразие лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Цель: способствование формированию у учащихся навыка литературного анализа в процессе работы с текстом романа «Евгений Онегин».

Задачи:

обучающая: познакомить учащихся с художественно-выразительными средствами, встречающимися в лирических отступлениях в процессе работы с текстом романа;

развивающая: развитие у учащихся логического мышления и познавательной активности в процессе работы с текстом;

воспитательная: воспитание у учащихся эстетического вкуса и творческого потенциала в процессе анализа лирических отступлений.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Принципы: доступности, наглядности, системности, связи теории с практикой

Оборудование: художественный текст романа «Евгений Онегин», дидактический материал.

Ход урока:

Учитель приветствует учащихся: «Сегодня на уроке мы с вами продолжаем работу над анализом лирических отступлений. Выделим и обозначим художественно-выразительные средства в лирических отступлениях и их значение в формировании основной идеи. Проверим таблицу, заданную на дом».

Учитель говорит тему, а учащиеся зачитывают все лирические отступления на эту тему, вместе определяют, является ли оно лирическим отступлением.

Например:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

— Является лирическим отступлением, т. к. выражает чувства автора.

Чем ныне явится? Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной

— Не является лирическим отступлением, т. к. здесь идёт описание Онегина, а не раздумья автора.

Учитель делает вывод: «Мы выделили несколько видов лирических отступлений, и все они представляют автора как героя романа. А сейчас ответим на несколько вопросов и заполним таблицу:

- Какие художественно-выразительные средства вы нашли в лирических отступлениях?

Эпитеты: кипящая младость, мутные ручьи, сиянье розовых снегов.

Олицетворения: уж небо осенью дышало.

Метафоры: чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная ...

Сравнение и анализ – необходимые условия обобщения
Обязательным условием всякого обобщения является сравнение. Как уже было отмечено, сравнение является основой эмпирических обобщений. П.М. Эрдниев при обучении математике на основе теории укрупнения дидактических единиц придает большое значение основным формам сравнения: сопоставлению и противопост ...

Профессионально-личностное развитие студента – психолога в процессе учебно–профессиональной деятельности
В России не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Не смотря на то, что в настоящее время существует как очная форма обучения психологов, так и заочная, а в последнее время стала возникать и дистанционная, полноценное формирование профессионала–психоло ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru