pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма и их коррекция » Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Страница 2

Второй этап. Вычленение звука из начала и конца слова.

Вычленение первого ударного гласного из слова.

1. Определить первый звук в словах: ослик, искра, ужин, узел, обувь, удочка, уголь, окна, астра, осень, улица, осы, улей, аист, окунь, утро, иней, имя, яблоко.

2. Выбрать картинки, названия которых начинаются с ударных гласных (а, о, у). Предлагаются картинки, на которых нарисованы: мышка, окно, астра, осы, улица, аист, улей, утка, азбука, угол.

3. Подобрать букву к картинке, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного, например: ослик, утка, астра.

4. Игра «Цепочка слов».

Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего.

Например: окно – Оля - яблоко…

Назвать слова, начинающиеся с ударного гласного звука.

Вычленение последнего ударного гласного из слова.

1. Определить последний звук в словах: окно, пила, гора, трава, цветы, часы, среда, труба, носки.

2. Отобрать картинки, названия которых заканчиваются на ударные гласные (а, о ). Предлагаются картинки, на которых нарисованы окно, оса и т. д.

3. Подобрать букву к картинке, соответствующую последнему звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых заканчиваются ударными гласными.

4. Игра « Лото».

Предлагаются карточки с картинками. Учитель называет слово, ученик закрывает картинку карточкой с той буквой, которой слово заканчивается.

Например: картинка с изображением окна закрывается карточкой с буквой о.

5. Рассмотреть рисунки. Показать предметы, названия которых оканчиваются ударным гласным звуком.

Вычленение первого согласного из слова.

1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т. д., которые начинаются с заданного звука.

2. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

4. Изменить первый звук слова. Учитель называет слово, дети определяют первый звук. Далее им предлагается заменить первый звук в слове на другой. Например: в слове гость заменить звук [г] звук [к]; в слове карта заменить звук [к] на звук [п].

5. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

Два березовых коня Летом бродит без дороги

По снегам несут меня, Между сосен и берез,

Кони эти рыжие, А зимой он спит в берлоге,

И зовут их…(лыжи). От мороза прячет нос (медведь).

6. Лото « Необычные цветы».

На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

7. Игра «Найди картинку».

Детям предлагаются две карточки. На одной нарисован предмет, другая-пустая. Они называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят карточку с соответствующей буквой и кладут ее между карточками. Затем выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.

Определение конечного согласного в слове.

Определение конечного согласного проводится сначала на обратных слогах, например: ум, ам, ах, ух, ус и т.д.

В дальнейшем вычисление конечного согласного проводится в словах типа: дом, сам, сом, сук, суп, мох и т.д.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звуков.

Определение первого звука в слове (начало, середина, конец слова).

1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть, например, звук [л]: в первый ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце слова. Предлагаемые картинки: лампа, полка, лыжи, стол, стул, луковица, пол, голубь, мыло, лось, лодка, пенал и т.д. (аналогичные задания и с другими звуками).

2. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

3. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Уровни восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни
1) Тебе нравится картина? Андрей Д. Да, мне нравится картина Лилия С. Да Ирина М. Мне нравится Кристина Г. Да, красивая картина 2) А что на ней изображено? Андрей Д. На картине нарисованы цветы Лилия С. Цветы, мальчик на лошади, барыня Ирина М. На картине нарисованы цветы в вазе и листочки Кристина ...

Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении
Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физическ ...

Деятельность в контексте праздника
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознав ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru