Т. е. полученные результаты проведенной анкеты студентами первокурсниками КГМА показывает, что роль психолого-педагогической службы в работе со студентами имеет большое значение.
В изучении социально-психологической адаптации студентов в вузе много проблем. Нет единого мнения среди исследователей о сроках завершения социально-психологической адаптации к вузу, не разработаны критерии и уровни адаптированности.
Большинство исследователей выделяет среди критериев социально-психологической адаптации объективные и субъективные критерии. Некоторые авторы выделяют субъективно-объективные критерии адаптации.
Часто приходиться сталкиваться с тем фактом, что авторы в качестве критериев социально-психологической адаптации наряду с другими критериями приводят показатели эффективности трудовой деятельности и удовлетворенностями различными аспектами и условиями деятельности. Как уже говорилось выше, процессы социально-психологической адаптации и предметной адаптации связаны между собой и влияют друг на друга, но они имеют свою специфику.
В связи с предложенным разделением социальной адаптации личности на предметную и социально-психологическую предполагается, что показатели эффективности деятельности и отношения к различным сторонам деятельности не должны входить в число критериев социально-психологической адаптации. Они характеризуют предметную сторону социальной адаптации.
Что касается предметной (учебной) адаптации личности в вузе, то объективным критерием этого процесса будет успешность учебной деятельности, определенная путем изучения документации. В качестве показателя может быть использован средний балл по результатам сессии. В качестве субъективного критерия учебной адаптации можно предложить удовлетворенность выбранной специальностью.
Тогда критерии социально-психологической адаптации личности в вузе будут характеризовать эффективность приспособления личности в системе «человек - человек». К объективным критериям социально психологической адаптации относятся показатели реального положения в коллективе. К субъективным – удовлетворенность личности, отношение к различным аспектам общения.
Ниже рассматриваются критерии социально-психологической адаптации личности к условиям обучения в вузе. Критерия сопровождаются кратким описанием методов, примененных для их исследования и измерения.
Объективные критерии:
1. Общественная активность личности (оценивалась по степени значимости выполняемого общественного поручения: 1 балл – отсутствие общественного поручения; 2 - общественная работа в группе; 3 – общественная работа на уровне треугольника группы; 4 – общественная деятельность на уровне факультета (института)).
2. Социальный статус студента в учебной группе (по результатам социометрического исследования).
Субъективные критерии:
1. Удовлетворенность личности своим положением в группе (оценивалась с помощью опросников по 7-бальной шкале от «очень не удолетворен» до «очень удовлетворен»).
2. Удовлетворенность общественной активностью группы (оценивалась с помощью опросников по 7-бальной шкале).
3. Удовлетворенность отношением к учебе в группе (с помощью опросников).
4. Интегральный показатель удовлетворенности деловыми характеристиками группы (по данным пунктов 2 и 3).
5. Удовлетворенность развитием дружеских отношений в группе (с помощью опросников).
6. Интегральный показатель удовлетворенности группой.
7. Личностная тревожность как интегральный показатель удовлетворенности личности (опросник Спилбергера-Ханина).
Таким образом, проведенная нами работа показывает, что значение психолого-педагогической службы для адаптации студентов к высшей школы велико, студенты-первокурсники нуждаются и в консультативной помощи. Но так как личность социализируется на протяжение всей жизни, то психолого-педагогическая помощь необходима ей и в более зрелые возрастные периоды своего развития.
Шкала отношения к учению и шкала экзаменационной тревоги для студентов ВУЗа.
Отношение к учению - один из существенных факторов эффективности учебной деятельности. Именно в отношении к учению проявляется действие мотивационной компоненты деятельности учения. Успеваемость студентов зависит от их отношения к учению. Поэтому разработка методов измерения отношения к изучению необходима для стимулирования учения, а также для прогнозирования успеваемости. Без измерения отношения к учению невозможно полно оценить эффективность вновь внедряемых методов обучения, так как именно отношение к учению является важнейшей компонентной эффективности.
Это интересно
Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
Отечественная педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется углубленным самопознанием, напряженной рефлексией своих культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственной когнитивной активности в контек ...
Классификация чрезвычайных ситуаций и понятие ЧС локального характера
Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные кон ...
Методические рекомендации по реализации проблемного обучения на кружковых
занятиях в 5 классе
В качестве одной из главных целей, которые мы ставили перед собой в данной работе, являлась разработка занятий для проведения кружка математики в 5 классе с использованием метода проблемного обучения. Данная возрастная категория выбрана не случайно, так как в 5 классе учатся дети 11-12 лет. Это пер ...