pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении » Обобщение и анализ экспериментальной работы

Обобщение и анализ экспериментальной работы

Страница 3

Т. е. полученные результаты проведенной анкеты студентами первокурсниками КГМА показывает, что роль психолого-педагогической службы в работе со студентами имеет большое значение.

В изучении социально-психологической адаптации студентов в вузе много проблем. Нет единого мнения среди исследователей о сроках завершения социально-психологической адаптации к вузу, не разработаны критерии и уровни адаптированности.

Большинство исследователей выделяет среди критериев социально-психологической адаптации объективные и субъективные критерии. Некоторые авторы выделяют субъективно-объективные критерии адаптации.

Часто приходиться сталкиваться с тем фактом, что авторы в качестве критериев социально-психологической адаптации наряду с другими критериями приводят показатели эффективности трудовой деятельности и удовлетворенностями различными аспектами и условиями деятельности. Как уже говорилось выше, процессы социально-психологической адаптации и предметной адаптации связаны между собой и влияют друг на друга, но они имеют свою специфику.

В связи с предложенным разделением социальной адаптации личности на предметную и социально-психологическую предполагается, что показатели эффективности деятельности и отношения к различным сторонам деятельности не должны входить в число критериев социально-психологической адаптации. Они характеризуют предметную сторону социальной адаптации.

Что касается предметной (учебной) адаптации личности в вузе, то объективным критерием этого процесса будет успешность учебной деятельности, определенная путем изучения документации. В качестве показателя может быть использован средний балл по результатам сессии. В качестве субъективного критерия учебной адаптации можно предложить удовлетворенность выбранной специальностью.

Тогда критерии социально-психологической адаптации личности в вузе будут характеризовать эффективность приспособления личности в системе «человек - человек». К объективным критериям социально психологической адаптации относятся показатели реального положения в коллективе. К субъективным – удовлетворенность личности, отношение к различным аспектам общения.

Ниже рассматриваются критерии социально-психологической адаптации личности к условиям обучения в вузе. Критерия сопровождаются кратким описанием методов, примененных для их исследования и измерения.

Объективные критерии:

1. Общественная активность личности (оценивалась по степени значимости выполняемого общественного поручения: 1 балл – отсутствие общественного поручения; 2 - общественная работа в группе; 3 – общественная работа на уровне треугольника группы; 4 – общественная деятельность на уровне факультета (института)).

2. Социальный статус студента в учебной группе (по результатам социометрического исследования).

Субъективные критерии:

1. Удовлетворенность личности своим положением в группе (оценивалась с помощью опросников по 7-бальной шкале от «очень не удолетворен» до «очень удовлетворен»).

2. Удовлетворенность общественной активностью группы (оценивалась с помощью опросников по 7-бальной шкале).

3. Удовлетворенность отношением к учебе в группе (с помощью опросников).

4. Интегральный показатель удовлетворенности деловыми характеристиками группы (по данным пунктов 2 и 3).

5. Удовлетворенность развитием дружеских отношений в группе (с помощью опросников).

6. Интегральный показатель удовлетворенности группой.

7. Личностная тревожность как интегральный показатель удовлетворенности личности (опросник Спилбергера-Ханина).

Таким образом, проведенная нами работа показывает, что значение психолого-педагогической службы для адаптации студентов к высшей школы велико, студенты-первокурсники нуждаются и в консультативной помощи. Но так как личность социализируется на протяжение всей жизни, то психолого-педагогическая помощь необходима ей и в более зрелые возрастные периоды своего развития.

Шкала отношения к учению и шкала экзаменационной тревоги для студентов ВУЗа.

Отношение к учению - один из существенных факторов эффективности учебной деятельности. Именно в отношении к учению проявляется действие мотивационной компоненты деятельности учения. Успеваемость студентов зависит от их отношения к учению. Поэтому разработка методов измерения отношения к изучению необходима для стимулирования учения, а также для прогнозирования успеваемости. Без измерения отношения к учению невозможно полно оценить эффективность вновь внедряемых методов обучения, так как именно отношение к учению является важнейшей компонентной эффективности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно

Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
Отечественная педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется углубленным самопознанием, напряженной рефлексией своих культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственной когнитивной активности в контек ...

Классификация чрезвычайных ситуаций и понятие ЧС локального характера
Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные кон ...

Методические рекомендации по реализации проблемного обучения на кружковых занятиях в 5 классе
В качестве одной из главных целей, которые мы ставили перед собой в данной работе, являлась разработка занятий для проведения кружка математики в 5 классе с использованием метода проблемного обучения. Данная возрастная категория выбрана не случайно, так как в 5 классе учатся дети 11-12 лет. Это пер ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru